В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность

Документы
Детские безопасные сайты
Детские безопасные сайты
http://web-landia.ru - "Лучшие сайты для детей"
http://www.classmag.ru - "Классный журнал" - популярный журнал для детй
http://worldofnature.ru - Мир Природы - энциклопедия для детей
http://dedushka.net - Детская онлайн-библиотека
http://www.krugosvet.ru - Универсальная научно-популярная энциклопедия
http://www.kostyor.ru - Портал для детей школьного возраста и их родителей
http://детям.президент.рф - Президент России - гражданам школьного возраста
Родителям
Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете
- Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
- Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
- Ввести ограничения по использованию гаджетов.
- Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
- Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
- Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
- Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.
Документы
Педагогам
Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:
Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
Не используйте в логине или пароле персональные данные.
Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.
Методические и справочные материалы
Методическое пособие «Медиаграмотность»
Учебное пособие разработано Донским государственным технологическим университетом и направлено на формирование и развитие информационной грамотности обучающихся образовательных организаций.
Онлайн-курс "Безопасность в Интернете" от Академии Яндекса для школьников 6-9 классов.
Подборка обучающих и развивающих видеоматериалов, которые помогут получить представление о приемлемых моделях поведения в Интернете.
Интернет-ресурсы для педагогических работников
Методические и справочные материалы
Материалы к урокам безопасного интернета
- Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
- Безопасный Интернет для детей: комиксы, видео, полезный контент
- Презентации на тему: "Безопасный Интернет"
Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета
Дополнительные методические материалы