На протяжении многих лет приоритетом общеобразовательной организации является создание не только необходимых, но и безопасных условий для успешной образовательной деятельности обучающихся. Цель мероприятий по приведению материально-технических условий школы в соответствие со Стандартом - создание современной предметно-образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Пространство (прежде всего здание МАОУ СШ №98 и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса;
- к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта.
МАОУ СШ № 98 располагает материально-технической базой для реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО, включающей учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений и обеспечивающей организацию всех видов деятельности школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Учебная площадь основного здания школы – 5239,2 кв.м. В области материально-технического обеспечения образовательного процесса в школе оборудованы:
Учебно-лабораторные помещения:
для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе специализированные кабинеты:
- спортивный зал – 1 ед. (298,9 кв.м.);
- кабинет домоводства – 1 ед. (54,4 кв.м),
- мастерские – 1 ед. (69,3 кв.м.);
- химии - 1 ед. (73,2 кв.м.) с лаборантской – 1 ед. (17,5 кв.м.);
- компьютерный класс - 2 ед. (52,2 и 52,5 кв.м);
- физики - 1 ед. (73,2 кв.м.) с лаборантской – 2 ед. (17,4 кв.м.);
- библиотека - 72,5 кв.м (рабочая зона – абонемент, читальный зал; медиатека) с книгохранилищем - 1 ед. (18,4 кв.м.)
для реализации программ дополнительного образования, в том числе специализированные кабинеты:
- актовый зал, совмещенный со столовой – 275 кв.м.;
- кабинет музыки – 52,2 кв. м
Объекты физической культуры и спорта:
- спортивный зал – 1 ед. (298,9 кв. м);
- спортивная площадка – 1 ед. (900 кв.м).
Объекты для проведения специальных коррекционных занятий:
- кабинет социального педагога – 1 ед. (21,5 кв. м);
- кабинет психолога – 1 ед. (17,5 кв. м);
- кабинет логопеда – 1 ед. (21,5 кв. м);
- медицинский кабинет – 1 ед. (21,8 кв. м).
Часть занятий физической культуры у обучающихся начальных классов проводятся на улице (согласно соблюдению графика теплового режима). Для проведения массовых мероприятий в школе имеется актовый зал, совмещенный со столовой.
Материально-техническое и информационное оснащение учебных помещений школы определяется перечнем необходимого учебного оборудования, указанного в Требованиях с учетом специфики площадей классов школы.
Обучение на уровне начального общего образования в МАОУ СШ № 98 проходит в одном помещении, которое закрепляется на весь его период за одним учителем и за одним классом. Всего для начальной школы используется 9 кабинетов. Все эти кабинеты находятся на одном этаже. Кроме того, в школе имеются 2 кабинета информатики, оборудованные 18 компьютерами. Все кабинеты начальной школы оборудованы интерактивными комплексами (ноутбук + мультимедийный проектор + интерактивная доска) и МФУ. Также есть выход в Интернет с рабочего места учителя во всех кабинетах школы, в учительской, в кабинете психолога, в учебных кабинетах: кабинете ИЗО, кабинете иностранного языка, кабинете музыки. Библиотека также оснащена компьютером и МФУ, учебный фонд её составляет 6682 экземпляра, основной – 22761.
Для оснащения кабинетов приобретается, согласно Стандарту, учебное оборудование, выпускаемое отечественными и зарубежными производителями. Допускается в практике работы по обеспечению образовательного процесса использование объектов, изготовленных самостоятельном.
Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребенок;
- организации временного режима обучения;
- техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к организации пространства
В МАОУ СШ № 98 есть отдельные специально оборудованные помещения для проведения занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования школы, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Организация рабочего пространства обучающегося с ОВЗ (ребенка-инвалида) в классе предполагает выбор парты и партнера.
При реализации АООП обучающемуся обеспечивается возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.
При обучении детей с ОВЗ (детей-инвалидов) предусматривается специальный подход при комплектовании класса, в котором будет обучаться ребенок.
В школе приобретается дополнительное оборудование для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях МАОУ СШ № 98.
Перечень приобретенного оборудования,
необходимого для обеспечения успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
№ п/п |
Наименование оборудования |
Назначение |
1 |
Световой стол для рисования песком |
Для развития мелкой моторики, умения концентрировать свое внимание, развитие изображения, речи |
2 |
Конструктор LEGO Education «Построй свою историю. Развитие речи 2.0» |
Для развития мелкой моторики, умения концентрировать свое внимание, развитие изображения, речи, психических процессов |
3 |
Дидактические материалы М.Монтессори «Дары Фребеля» |
Развитие перцептивной деятельности, психических процессов |
4 |
Логопедический тренажер «Дельфа 142.1 версия 2.1» |
Развитие речи и речемыслительной деятельности |
5 |
Логопедическая коррекционная программа «Игры для тигры» |
Развитие речи и речемыслительной деятельности |
6 |
Массажные мячи |
Для развития физических качеств, координации движения, повышения тактильного восприятия |
7 |
Оборудование для развития мелкой моторики |
Развитие мелкой моторики |
8 |
Аудиокомплекс |
Для проведения релаксации |
9 |
Комплект CD-дисков с релаксационной музыкой |
Для проведения релаксации |
10 |
Наушники, диктофоны |
Для развития слухового восприятия и воспитания контроля за собственной речью |
11 |
Кушетка |
Для проведения логопедического массажа |
12 |
Мягкая мебель |
Для создания комфортной среды во время занятий, релаксации |
13 |
Диагностические наборы для психолога для выявления проблем эмоционально-волевой сферы и социализации |
Для развития внимания, концентрации, зрительного и тактильного анализаторов |
14 |
Методики «Школа внимания», «Школа умножения» (Пылаева Н.М., Ахутина Т.В.) |
Развитие внимания |
15 |
Комплекты компьютерного оборудования (ноутбук+ проектор+ интерактивная доска+ МФУ) |
Обеспечение возможности использования мультимедийного оборудования, программ, электронных ресурсов при обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов |